НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ


НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ

Татьяна КУЗНЕЦОВА: Лететь на управляемой скорости. Татьяна Кузнецова - актриса известная. Знаменитая "дама с камелиями". Прима Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Некоторое время назад в Антрепризе имени Андрея Миронова шел спектакль, поставленный режиссером Петром Шерешевским "Чудаки" по пьесе Максима Горького. Елена в исполнении Татьяны Кузнецовой была тем магнитом спектакля, который притягивал всех персонажей и держал трагическое поле спектакля, не позволяя ему скатиться в бульварную историю про гулящего мужа. Недавняя премьера Романа Смирнова в Александринском театре с участием Кузнецовой явилась яблоком раздора для многих критиков. И вот на подходе новая работа Татьяны Кузнецовой. На этот раз в Большом Драматическом театре в пьесе Эдурдо де Филиппо "Ложь на длинных ногах", постановка Николая Пинигина, известного по спектаклям "Калифорнийская сюита", "Арт". Премьера состоится 15 февраля.
- Сегодня существуют такие формы театра, как стационарный, с постоянной труппой, и антреприза со сборной актеров на один спектакль. Вы работаете по-иному - приходя на постановки в театры, где есть свои постоянные труппы. Как это получается?
- Я, может, и хотела бы работать в антрепризном театре и зарабатывать деньги, но об этом остается только мечтать. В БДТ меня пригласили на спектакль, и я согласилась, потому что мы мало знаем о других театрах. А почувствовать дух театра - Александринки, БДТ - можно только изнутри. Мне интересно узнать эти "другие миры", и здесь даже не важен результат работы.
- И что вам открылось?
- БДТ - это очень профессиональный театр с колоссальной дисциплиной. Что по сегодняшнему времени очень необычно. Про актеров Александринского театра могу сказать, что они очень подвижны внутренне, понимают, что такое импровизация, и легко схватывают все новое. Поэтому и спектакль там получился внутренне подвижный. Но нет такой слаженности, как в БДТ.
- Почему Николай Пинигин пригласил вас в спектакль БДТ, и с кем из артистов вы работаете?
- В спектакле заняты Елена Попова, Людмила Макарова, Геннадий Богачев... В главной роли Андрей Толубеев. А из приглашенных актеров я одна. Я не спрашивала режиссера, почему он меня пригласил. Роль у меня небольшая, и я рада такому опыту, потому что это для меня ново. В последнее время у меня все большие роли, в которые входишь и остаешься там "пока не умрешь". А играть маленькие роли - особое умение: выйти на секунду, и что-то о себе оставить. Хотя, может быть, этот первый опыт будет у меня и не совсем удачным. Я сомневающийся человек, не уверенный в себе, и иногда это мешает.
- Характер, который вы сейчас репетируете, для вас новый?
- Он выписан нейтрально: и там может быть все что угодно, то ли Джульетта Мазина в "Ночах Кабирии", то ли Софи Лорен в "Браке по-итальянски". И в какую сторону бежать, пока не пойму. Иногда в ролях все становится ясно от костюма, как только его надеваешь... В "Месяце в деревне" в Театре имени Комиссаржевской премьера прошла, театроведы уже все раскритиковали, а я только сейчас стала понимать, что там делать, и начала освобождаться от эфросовского спектакля, который видела. Да и сейчас не всегда попадаешь в нужную ноту.
- Когда вы приходите на спектакль в труппу со сложившимися отношениями и "условиями игры", тяжело проходит адаптация?
- Я не чувствовала сложностей в этом плане: доброжелательные люди, готовые помочь. Другое дело, что манера игры у нас отличается, зал другой - а это уже другие внутренние посылы. Но когда я вхожу во что-то новое, я в этом очень азартна.
- Для такого эпохального спектакля в вашей жизни, как "Дама с камелиями", сильно пришлось себя менять и ломать?
- Да. И "Дама с камелиями", и "Чудаки" - это все очень далеко от меня.
- Вас дважды выдвигали на премию "Золотой софит"... А что для вас является успехом, какой результат?
- Когда открываются новые возможности. И что-то новое происходит в тебе или вокруг. Когда ты не ползаешь, а бегаешь. Когда летишь на управляемой скорости. Хотя в разные периоды по-разному: бывает период книг, период работы, период тихого дома.
- А какой у вас сейчас период?
- Поиск внутреннего покоя и одиночества. Такое уже было в моей жизни. И что-то повторяется на новом витке.
- Работая с разными режиссерами, вы сразу проникаетесь к ним доверием и идете, куда ведут?
- Доверие - это самое главное в работе. Ведь когда видишь человека, сразу понимаешь: есть контакт или нет контакта. Я плакала и от Пази, и от Шерешевского, но я им верила. А бывает иногда, что все делаешь для того, чтобы не работать с каким-то режиссером. Но отказ от работы сцена не прощает. Нужно и в маленьких ролях, и в неинтересных темах что-то искать и находить. Провалы тоже должны быть, они двигают вперед не меньше побед. От успехов можно войти в такой бешеный раж, что потом тебя отбрасывает далеко назад.
- Кого вы считаете своим главным учителем в профессии, и какой "урок" запомнился на всю жизнь?
- Много значил в моей жизни Рубен Агамирзян. Особенно я это поняла, когда его не стало. Какие-то ценности проявляются со временем. Был период, когда у нас на курсе преподавал Малыщицкий, который открыл нам важные для профессии вещи. В юности, конечно, ищешь для себя учителя, но однажды я поняла, что учиться можно у каждого человека и у каждого дня. Есть такая притча, что Учитель - как цветок у дороги, можно просидеть около него всю жизнь, вдыхая его аромат, и так и не начать свой собственный путь. Главный учитель - это опыт.
- В наше время поиски и открытия в театре свершаются в области овладения энергиями, излучаемыми со сцены. Модны различные мистические и оккультные учения. Я знаю, что вас эта область тоже занимает. Помог вам подобный интерес открыть что-то новое в профессии?
- Мне трудно про это говорить, поскольку актер на сцене не существует в одиночку. И говорить можно только о том, насколько ты двигаешь свою личность, развиваешься в знании. Актер, который ищет что-то новое, он всегда интереснее на сцене. Что касается открытий, то какое-то время мы работали с режиссером Климом. Он очень много изучал мистических учений и оккультных законов и немало театральных экспериментов провел за 10 лет в своем подвале в Москве. У него замечательная театральная система, которая, к сожалению, нигде в других театрах не развивается, потому что он ее никому не передает. А это важно, сейчас нужен какой-то новый театр, свежая волна. Поиски Клима перекликаются с театром Анатолия Васильева. Его актеры шагнули далеко вперед в этом отношении. Они вызывают потрясение, которое трудно испытать в театре. Они, действительно, открывают какие-то новые энергетические законы.
- Владислав Пази мечтал поставить с вами "Кукольный дом", Юрий Яковлев и Игорь Дмитриев были бы рады сыграть с вами "Пигмалиона". А какой роли хочется вам?
- Я знаю, чего я не хочу. А чего хочу... Мне безумно хотелось сыграть "Дни Трубиных". Но это не состоялось. Очень хотела сыграть "Вишневый сад". В 2000 году, на стыке времени, это бы сработало очень верно...
Беседовала Галина ЗАЙЦЕВА
 

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
Назад Главная