В жизни актрисы Театра имени Комиссаржевской Татьяны Кузнецовой произошло удивительное превращение, когда режиссер Владислав Пази поставил спектакль "Дама с камелиями". Роль Маргариты стала этапной в ее творчестве. Ее прежние, милые, немного угловатые, сценические девочки уступили место любящей и страдающей героине. Любовь и смерть. Сполохи жизни на пороге смерти под силу сыграть большой актрисе, и Татьяна продолжает расти в этой роли. Смесь детской святости и порочности, присущая ее Даме, невольно потянула за собой шлейф ролей, в которых режиссеры обыгрывали уже найденное. Зато ее Джельсомина в спектакле "Прощай, клоун" - это девочка-душа, с уходом которой нарушается мировая гармония. Татьяна Кузнецова легко меняет облики, словно примеряя на себя различные и столь не похожие один на другой женские лики. В каждой новой роли она и похожа, и не похожа на себя. Способность к трансформации поражает, а иногда просто ставит в тупик. Но этот дар, возможно, помог актрисе "прижиться" на сцене БДТ, где в прошлом сезоне она сыграла в спектакле "Ложь на длинных ногах", и в Александринке, где мы увидели Татьяну в спектакле Романа Смирнова "Орнитология". Творческое сотрудничество с Романом Смирновым и Александринкой продолжится и в следующем сезоне - Татьяна сыграет Раневскую в "Вишневом саде". - Татьяна, вы обычно играете женщин с "разбитым сердцем", влюбленных и несчастных в своей любви. Причем их диапазон довольно широк - от роковой героини до клоунессы. Какая ипостась ближе вам самой? Кто вы в жизни? - Я очень счастлива, что мне довелось играть столь несхожие меж собой роли, и всегда радуюсь, когда мне говорят, что я везде разная. Главная сердцевина, ради чего я вообще занимаюсь театром, - и я постоянно об этом говорю - состоит в том, что мой путь - это путь сердца, путь любви. Я во всем ищу любовь, потому что только любовь созидательна. Тема любви, на мой взгляд, безгранична. Это может быть материнская любовь или любовь к родине, городу... К небу - как в спектакле "Орнитология". Да к чему угодно! А кто я в жизни, сложно сказать. Наверное, иногда героиня, иногда - клоунесса. Театр - ведь это определенный путь. Если выходить на сцену, то выходить не просто так, а для чего-то. Берешь ответственность за то, что играешь. А когда работаешь с единомышленниками и возникает понимание среди людей, с которыми что-то делаешь, это огромное счастье. - А часто возникает подобное единомыслие? - К счастью, да. Наверное, мне повезло, я работала с людьми, которые очень любят театр. - А была ли встреча с режиссером, который открыл в вас нечто такое, чего вы даже и не подозревали в себе? - Не буду оригинальной, если скажу, что каждая роль - это открытие. Говорят, что в спектакле Владислава Пази "Дама с камелиями" я впервые сыграла Женщину. И я ему за это очень благодарна. Любая роль бессмысленна, если она ничего не открывает. Однажды, играя в спектакле "Месяц в деревне", поймала себя на мысли, что повторяю "Даму". И очень этого испугалась. Я поняла, что надо что-то менять в себе, не останавливаться, не повторяться. Главное - не бояться пробовать, экспериментировать. Целый сезон я работала в Театре сатиры на Васильевском острове над проектом, который, к сожалению, так и не реализовался, но очень многое мне дал в понимании профессии. Режиссер Алексей Янковский репетировал спектакль "Торжество любви" по пьесе Мариво. Несмотря на то, что до премьеры мы так и не дошли, это был очень интересный проект. На репетициях и даже в тренинге возникали удивительные творческие мгновения. - За прошлый сезон вы сыграли несколько ролей в разных театрах - в БДТ, в Александринке. Вы спокойно переходите из одного театрального пространства в другое? Не ощущаете себя чужой? - Нет, чужой себя я не ощущаю. Наоборот. Я с радостью окунулась в работу над спектаклем "Ложь на длинных ногах". Сама сцена БДТ просто потрясающая! Она "выпрямляет", заставляет по-иному существовать в сценическом пространстве. Комиссаржевка - это все-таки модерн в большей степени, здесь ощущается некий излом, а в БДТ словно появляется какой-то внутренний стержень. Я не знаю, что такое большая сцена Александринки. С трепетом жду, примет она меня или нет. Но очень рада, что у меня появился шанс поиграть на ней. В предстоящем сезоне режиссер Роман Смирнов будет ставить "Вишневый сад". Я приглашена на роль Раневской... - Татьяна, можно сказать, что вы ведете богемную жизнь? - Богема? Да я и не знаю, что это такое. Ну что такое богема в нашем понимании? Тусовка, наверное, когда ты с юности не работаешь, а живешь в свое удовольствие, не отвечая ни за что и ни за кого. Моя жизнь всегда была насыщена яркими событиями - и радостными, и печальными. Но у меня всегда был и есть театр, который удерживал от сумасбродства. Это колоссальный труд. У меня никогда не выходило, чтобы спектакль сыгрался легко, как бы между прочим... "Даму с камелиями" я всегда играю с большим физическим напряжением, хотя он идет уже не первый год, да и новый спектакль - "Вальс одиноких" - тоже очень сложный. Так что на всякие тусовки сил просто не остается. - Странно, а когда смотришь "Даму", возникает ощущение невероятной легкости... - Зритель и не должен видеть тяжкого труда, ведь театр - это праздник, это легкость и радость. Но мне все в жизни и в театре дается непросто. Единственным утешением является то, что любой труд - это определенное вложение. Я привыкла вкладывать всю себя, подчас даже не надеясь на удачный результат. Но если собираются несколько человек, вкладывают свое сердце, свою душу, то обязательно что-нибудь получится. Недавно я вернулась из Израиля, где мы вместе с Валерием Кухарешиным и Сергеем Барковским играли спектакль по пьесе Семена Злотникова "Вальс одиноких". Когда мы репетировали этот спектакль, каждый из нас делал все, зависящее от него, не зная, что получится в итоге. Этот спектакль позволил нам проехать по святой земле, за это я ему благодарна. Никто не знает, какая участь ждет его дальше. Может быть, в Питере придут критики, посмотрят и скажут, что это никуда не годится, что это балаган и так играли в прошлом веке. А возможно, они что-нибудь разглядят в этой истории. - Вы прислушиваетесь к критике? - Да. Я готова выслушать любое, даже не очень приятное для меня суждение. Но, как мне кажется, самый строгий и беспощадный критик моих работ - я сама. Хотя, конечно, каждое мнение дает внутренний толчок к поиску, позволяет не успокаиваться, не останавливаться на найденном однажды. - Вас легко обидеть? - Как и любого человека. Хотя я постоянно себя повторяю: обида - это рабское чувство. Но если глубоко заденут, то могут выбить дня на два. Думаю, переживаю, пока не выпущу слезу одинокую. Выплачу обиду и скажу себе: "Хватит страдать, поехали дальше". Ведь не может быть так, чтобы все шло впустую. Театр - это загадочное место. Например, на спектакль надо обязательно надевать только бутафорские вещи. Если надеть настоящие, они исчезнут. - Как это? - Я столько вещичек так потеряла. Надеваю, скажем, колечки, свои, не бутафорские, - и они пропадают. У меня была очень красивая бабушкина брошь, которую я надела на спектакль с символическим для меня названием "Пропавший сюжет", - она тут же исчезла. Мистика! Сцена - словно иная реальность, которую не стоит "засорять" не только бытовыми предметами, но и обыденными чувствами, мыслями. Здесь свои законы. Когда надеваешь на себя чужую одежду, то волей-неволей "впихиваешь" себя в другого человека - в персонажа. Каждый раз присматриваешься - где ты, а где уже не ты. И научиться играть, не теряя своего "я", не утрачивая собственной личности, безумно, безумно сложно. - Когда расстаетесь с ролями, что от них остается? Они вам снятся? - Почти нет. Я стараюсь строго разделять жизнь и театр. Бывает, конечно, так, что какая-то роль оставляет глубокий след, но это случается крайне редко. Как и всем актерам, мне иногда снится, что я не помню роль или забыла надеть костюм. Ужасно неприятное ощущение. - В жизни возникали ситуации, когда из вас "вылезала" какая-то героиня? - Не знаю, я не люблю отслеживать жизнь, в ней важен природный естественный момент, свободный поток времени. В актерской профессии изначально заложен парадокс. Это очень сложный вопрос - как сохранить личность, свою внутреннюю свободу и при этом не отказываться от лицедейства? Ведь актер в силу своей профессии должен быть обаятельным, уметь нравиться. Иначе на него просто не будут смотреть. Но это не должно становиться для актера определяющим. После спектакля я стараюсь хотя бы на время забыть о нем, ведь нельзя же постоянно носить чужую личину. Это и на жизни отражается. Естественно, всегда хочется, чтобы спектакль удался, и какие-то роли были отмечены. Но это не должно становиться смыслом актерской профессии. - Вы верите в то, что путь каждого человека определен свыше? - Да, но от выбора человека тоже многое зависит. Как он пойдет - по прямой дороге или окольными путями. А может быть, вообще остановится и пойдет в другую сторону. Просто нужно очень внимательно слушать свое сердце. Выбор очень важен, хотя, безусловно, есть предопределение. - Вы могли бы пойти в другую сторону? Уверены, что выбранный путь правильный? - У меня пока не возникало сомнений, что я занимаюсь чем-то неблизким моей природе. Нужно видеть, что есть разные пути, но и осознавать, какой среди этого множества твой. В Иерусалиме на маленьком пятачке стоят храм Гроба Господня, Стена плача и мечеть Омара. Я христианка, но когда стояла у Стены плача, то испытала сильные внутренние переживания. Я верю, что Бог един, и я всегда в любой религии постараюсь найти то, что мне поможет. Не хочу быть ортодоксальной ни в чем. И это, как мне кажется, чисто женское качество. - Какими качествами должна обладать актриса? - Терпение, терпение и терпение... Не вступать ни с кем в закулисную борьбу, не тратить энергию, а четко знать, чего ты хочешь. В театре я живу по принципу "лучший способ выиграть - это сдаться". В жизни не всегда. А в театре это очень правильно. То, что предназначено тебе, от тебя никуда не уйдет. Беседовали Евгения СУНЦОВА, Елена ФОМИНА |